Девиз 2024 года: «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей
Покупатель (потребитель) всегда прав!
Всемирный день защиты прав потребителей был утверждён в качестве официального события 15 марта 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации.
В России День прав потребителей получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.
Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей.
На протяжении всего нашего времени, качество окружающих человека товаров и услуг формируют его индивидуальную жизненную инфраструктуру (качество жизни). Это широкое понятие, охватывающие практически все сферы, так или иначе влияющие на ежедневный быт каждого из нас. Во многом они и формируют судьбу человека. Следовательно, высокое качество жизни невозможно без потребления соответствующих всем объективным, направленным прежде всего на поддержание здоровья и активной жизнедеятельности каждого, товаров и услуг.
Товары и услуги влияют на качество, безопасность жизни человека. Они должны соответствовать стандартам производства и качества, а порядок их оборота и отпуска – соответствующим положениям законодательства.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Право потребителя на качество товара, работы и услугиПраво на безопасность товара, работы и услугиПраво на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце.Право на возврат денег, замену товара, ремонт или уменьшение цены, при обнаружении в товаре недостатков.Право участия в проверке качества товара и право присутствия при экспертизе товара |
Ежегодно, 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения. Причём мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая утверждается Всемирной организацией союзов потребителей. В этом году он проходит под девизом – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Искусственный интеллект – комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решения без заранее заданного алгоритма) и выполнять при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.
Системы искусственного интеллекта работают на основе заложенных в них баз знаний, а человеческое мышление основано на двух составляющих: запасе знаний и способностей к логическим рассуждениям.
В последние десятилетия искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. От автоматизации задач до улучшения медицинских диагнозов, ИИ прочно вошел в различные сферы нашего существования. С каждым днем расширяется перечень цифровых услуг, создаются приложения, которые упрощают привычные операции: помогают получать финансовые услуги, записаться на прием к врачу, сделать покупки. Необязательно идти в отделение банка или почты, чтобы оплатить ЖКХ или открыть депозит в банке- теперь все это можно сделать в приложении.
Преимущества систем ИИ:
Внедрение ИИ открывает новые перспективы для усовершенствования деятельности и повышения ее продуктивности. Машина не допускает ошибок, исключается риск сбоев технологических процессов из-за человеческого фактора. Сложные программы обрабатывают большие объемы информации в доли секунды и учатся запоминать и применять полученные данные.
Применение ИИ позволило:
- Сократить трудовые и временные затраты на выполнение простых монотонных действий;
- Распознавать препятствия на пути и мгновенно реагировать на внештатные ситуации.
Одним из самых заметных проявлений ИИ в повседневной жизни является использование его в домашних устройствах. Голосовые помощники, такие как Siri, Google Assistant, Яндекс Алиса, позволяют управлять домашней автоматикой, заказывать товары, находить информацию и многое другое. Благодаря ИИ, домашние устройства стали более интуитивными и удобными в использовании.
Искусственный интеллект доказал свою ценность и в медицинской сфере. Алгоритмы машинного обучения способны анализировать огромные объемы медицинских данных для предоставления точных диагнозов и рекомендаций по лечению. Это особенно важно при диагностировании редких заболеваний или нахождении путей индивидуального подхода к пациенту.
Сфера транспорта также нашла применение ИИ. Автономные автомобили используют машинное обучение и анализ данных для принятия решений на дороге. ИИ также помогает в создании более эффективных систем безопасности в аэропортах и общественных местах, способных обнаруживать подозрительное поведение и предотвращать угрозы.
Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, в то же время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).
В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.
Мероприятия, организованные в рамках Всемирного дня прав потребителей в 2024 году, направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом.
Материал подготовила заведующий отделением Зимарина А.В.
Источники: https://voskresenskoe.nobl.ru/, https://www.calend.ru/
Телефон: +7 (343) 278-91-02
Наша почта: lazurit@office-nko.ru
Сайт: https://lazurit.office-nko.ru/
Группа в ВКОНТАКТЕ: https://vk.com/anosonlazurit
Группа в ОДНОКЛАССНИКАХ: https://ok.ru/group/66497162182689
Группа в Telegram: https://t.me/anosonlazurit