О приказе Министерства социальной политики Свердловской области от 11.01.2023 № 5 «О внесении изменений в стандарты социальных услуг, утвержденные приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 № 482»

Последнее время создается много ажиотажа вокруг внесения изменений в действующие в Свердловской области стандарты социальных услуг.
Целенаправленно разогревается родительское сообщество, в соцсетях добрыми и заботливыми людьми собираются «лайки» за идею защиты детей-инвалидов от произвола злых чиновников.
Но суть вопроса подается больше на уровне предвыборных пиар-кричалок в стиле «мы за справедливость». Кто разобрался и разъяснил, что действительно происходит и почему? Такой информации никто не предоставляет, видимо никому это особо не нужно. Удобнее манипулировать ситуацией через лозунги.
Мы попытались погрузиться в вопрос, за основу взяли общедоступные нормативные документы, записи круглых столов, проводившихся в рамках оценки регулирующего воздействия и, главное, практику работы с семьями.
Итак, почти 10 лет назад был принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» — основной нормативный правовой акт, в котором устанавливаются нормы, регулирующие отношения в сфере социального обслуживания граждан. В соответствии с 442-ФЗ:

1) ВПЕРВЫЕ были приняты региональные стандарты социальных услуг, до этого получается вообще состав и объем социальной услуги ничем не регулировался??? Стандарты утверждены приказом Министерства социальной политики Свердловской области №790 от 31.12.2014 года «Об утверждении стандартов социальных услуг», документ утратил силу, но его текст легко найти.
Так вот, в этом приказе для 51 социальной услуги не установлена конкретная периодичность ее предоставления, вместо этого применены формулировки «услуга предоставляется по мере возникновения потребности» и «услуга предоставляется по мере необходимости».
С одной стороны, это не совсем соответствует требованиям 442-ФЗ, поскольку по нему стандарт устанавливает требования к объему, периодичности и качеству социальных услуг, но с другой мы не видим в том и большой беды — подобные формулировки позволяют поставить в индивидуальную программу предоставления социальных услуг конкретное значение, необходимое конкретному человеку исходя из его жизненной ситуации.
А в некоторых услугах, например 2.2. – это запись человека к врачу, вообще не понятно, как определить конкретное значение, такие вещи сложно прогнозировать заранее даже в собственной жизни.

2) В 2015 году, вышла новая редакция приказа «Об утверждении стандартов социальных услуг» № 482 от 11.08.2015 года, который стал основным документом, отражающим объем, периодичность, время оказания и требования к качеству социальных услуг населению, 790й приказ был отменен.
В новых стандартах в части периодичности и формулировок «услуга предоставляется по мере возникновения потребности» и «услуга предоставляется по мере необходимости» ничего не поменялось.
И так жили спокойно до 2019 года, когда министерство социальной политики Свердловской области начало устанавливать конкретные значения периодичности для социальных услуг.

3) С 2019 года (приказ от 09.09.2014 № 400) формулировки «услуга предоставляется по мере возникновения потребности» и «услуга предоставляется по мере необходимости» стали заменяться конкретными значениями.
Почему раньше этого не делалось и зачем делается теперь, мы попытались разобраться и получилось следующее:
— с 2014 года чиновники из территориальных управлений социальной политики сами не утруждались, да и сейчас не всегда утруждаются, определением потребности в конкретном количестве услуг для конкретного человека и просто переносили в индивидуальные программы предоставления социальных услуг формулировки «по мере необходимости» вместо объема услуг.
Тем самым они наштамповали море «безразмерных» индивидуальных программ, по которым может быть оказан любой объем услуг. И не было печали, пока на рынке социальных услуг были только государственные учреждения, государственные получают финансирование не за каждую оказанную услугу, а усреднено за обслуживание человека в месяц, у них нет смысла завышать отчетные показатели по количеству оказанных соцуслуг.
— в 2017-2018 годах сформировался пул негосударственных поставщиков социальных услуг, которые начали регулярно получать бюджетные средства в форме компенсации за каждую социальную услугу, которую предоставили клиенту бесплатно.
Основная категория «бесплатных» получателей по 442-ФЗ – это дети.
И здесь возникла группа поставщиков, которые, пользуясь «безразмерностью» индивидуальных программ предоставления социальных услуг (ИППСУ), стали осваивать любой объем бюджетных средств в рекордно короткие сроки. Как это работает при предоставлении услуг детям с ограниченными возможностями здоровья:
1 шаг схемы – завышение поставщиком в отчетности объема оказанных ребенку услуг.
В ИППСУ ребенка объем конкретных услуг не ограничен – там стоит «по мере необходимости», минимальная продолжительность социальных услуг стандартами не определена. Потому в акты, подтверждающие оказание социальных услуг, ставится абсолютно любое их количество, которое позволяют совесть и фантазия поставщика;
2 шаг схемы – родители подписывают акты предоставления социальных услуг на завышенный объем, подтверждая их якобы получение. Почему они это делают:
Для родителей социальные услуги, оказанные ребенку, бесплатны, они подписывают акты на любое количество услуг без собственных финансовых затрат. Отдельные родители по настоянию поставщиков подписывают акты на несколько месяцев вперед.
Родители «обрабатываются» поставщиком, как следует из обращений семей, доводы такие:
— они иначе не получат помощи, поскольку никто «за такие деньги» с их ребенком работать не будет, а только данный поставщик действительно поставщик и может помочь;
— удержание и невозврат документов на ребенка, переданных поставщику;
— угрозы, что в случае жалоб в госорганы, деньги за подписанные родителями завышенные акты будут взысканы с самих родителей.
3 шаг схемы – поставщик представляет в Министерство социальной политики завышенные акты для получения бюджетных средств за якобы оказанные услуги.
Вот уже общеизвестный обезличенный пример работы этой схемы:
Ребенок с расстройством аутистического спектра по акту, представленному поставщиком для оплаты из бюджета, получил за месяц 3799 единиц одной единственной услуги – «Проведение индивидуального занятия по обучению родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг». И все, иных услуг не оказывалось. То есть, для помощи ребенку поставщик провел для его родственников за месяц 3799 занятий… если услуга оказывалась ежедневно, включая выходные, то это 126 индивидуальных занятий в день.
Сложно сказать, какую помощь действительно получал ребенок в этом месяце от поставщика и получал ли вообще, потому что услуга по обучению, исходя из ее наименования и содержания, должна оказываться родителю ребенка. Но ясно одно – акт с реальностью не связан никак.
Сколько бюджетных средств получил поставщик из бюджета по этой бумажке не озвучивалось, но это не сложно посчитать. Постановлением РЭК Свердловской области от 18 ноября 2015 года N 162-ПК на эту услугу утвержден тариф 38,81 руб.
Итого 3799*38,81= 147 439,19 руб.
Почти 150 тыс. руб. в месяц не понятно за что.
По оценкам негосударственных поставщиков, себестоимость сопровождения ребенка РАС в месяц колеблется от 12 до 18 тыс. руб.
Государственное учреждение получило бы за реабилитацию ребенка в месяц ок. 5 тыс. руб.
Некоторый перекос очевиден.

4) Группа поставщиков, практикующих схему, в 2022 году начала осваивать бюджетные средства уже сотнями миллионов, исчерпав вообще все финансы, заложенные в областном бюджете на эти цели.
И внесение изменений в стандарты было ускорено, мы получили приказ №5 от 11.01.2023… По большому счету, поставщики, работавшие по схеме, сами добились резкого ухода от «по мере необходимости».
Вот и вся картинка. Конечно, мы считаем, что отказ от «по мере необходимости» можно было проводить более плавно и осмысленно. Но, кому говорить спасибо тоже понятно.
Интересно, почему схемой еще не заинтересовались правоохранительные органы.
Возникает и еще вопрос, почему эта «группа поставщиков» никогда не выходила с предложениями по усовершенствованию стандартов, а только лишь грызлась за то, чтобы их оставили без изменений, почему не выходили с предложением по тарифам, номенклатуре услуг и прочему. И почему сейчас добросовестные поставщики спокойно продолжают работу и ничего не «урезали» при оказании услуг, а другие сократили количество занятий в разы, хотя старые ИППСУ продолжают действовать, так все-таки цель то действительно ли была в помощи детям?

5) На счет качества, обоснованности и состава изменений, вносимых приказом №5 от 11.01.2023:
— Исходя из информации, размещенной на портале Министерства экономики Свердловской области «Оценка регулирующего воздействия», проект приказа прошел все установленные процедуры согласования.
— При разработке проекта приказа были учтены предложения негосударственной некоммерческой организации Ассоциация «Особые люди» по итогам круглого стола «Организация межведомственного взаимодействия при формировании маршрутов социальной реабилитации», проведенного 29 июля 2021 года с участием Агентства стратегических инициатив (г. Москва), АНО Центр качества «ОКНО» (г. Москва), Ассоциации специалистов в сфере гражданских и социальных инициатив «СТАТУС» (г. Москва), Министерства социальной политики Свердловской области, Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области, представителей государственных и негосударственных организаций – поставщиков социальных услуг Свердловской области.
Протоколом круглого стола от 29.07.2021 № 1 приняты предложения по изменению стандартов социальных услуг Свердловской области, которые изложены в программе для решения типовой жизненной ситуации трёхуровневого стандарта оказания помощи детям –инвалидам 4-9 лет, имеющим ментальные нарушения, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылке https://sro-soyuz.office-nko.ru/standarty/#page-content. Указанная программа содержит предложения для ряда социальных услуг по определению периодичности и продолжительности их оказания.
Предложения круглого стола «Организация межведомственного взаимодействия при формировании маршрутов социальной реабилитации» в части установления для ряда социальных услуг конкретных значений периодичности и продолжительности их оказания прошли экспертную проработку:
проведено профессиональное обсуждение среди учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги детям –инвалидам;
осуществлена сверка предложений с данными о фактически оказанных социальных услугах из Регистра получателей социальных услуг Свердловской области. В приказе периодичность предоставления в разрезе видов и наименований социальных услуг установлена не менее чем фактический объём потребления социальных услуг за три года.
Исходя из этого в нормативе предоставления социальных услуг формулировки «по мере необходимости» заменены конкретными значениями периодичности предоставления социальных услуг.
— Также приказом определена минимально допустимая продолжительность предоставления для ряда социальных услуг. Это призвано защитить получателей социальных услуг от недобросовестных поставщиков и от услуг ненадлежащего качества.
— Приказ увеличивает объём помощи направленной гражданину:
курс реабилитации в стационарной форме социального обслуживания для несовершеннолетних увеличен с 15 рабочих дней до 30 рабочих дней;
периодичность курсов реабилитации получателям социальных услуг, признанным нуждающимся в стационарной форме социального обслуживания по обстоятельству полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности увеличена до двух в год;
расширен перечень объектов для доставки граждан службой социальное такси: объекты культуры и спорта, транспортной инфраструктуры.
услуги, связанные с обеспечением ухода дополнены новым специалистом: сиделка (помощник по уходу), уточнен норматив их предоставления.

Такая вырисовывается картина. Теперь каждый может составить о вопросе информированное обоснованное мнение. Мы для себя не находим в приказе того вселенского зла, которым его пытаются изобразить, напротив, есть много понятного и полезного.
При этом над стандартами необходимо продолжать дальнейшую работу, обеспечивая через социальные услуги технологии сопровождения паллиативных больных, сопровождаемого проживания инвалидов, долговременного ухода за пожилыми. Эти предложения к Министерству социальной политики Свердловской области мы готовим.
Также необходимо работать с тарифами на социальные услуги и системой финансирования поставщиков социальных услуг, чтобы обеспечить финансированием честную себестоимость социальной работы, при чем на равных условиях для всех типов поставщиков.

Материал подготовлен АНО «Центр медицинских и социальных исследований» и согласован с поставщиками социальных услуг и организациями:
— АНО «Уральский центр развития гражданских инициатив и социального партнерства»;
— БФ «Честная благотворительность»;
— Ассоциация социально ориентированных некоммерческих организаций Свердловской области;
— «Благотворительный Фонд по поддержке гражданских инициатив и некоммерческих организаций в Свердловской области Алексея Новожилова»;
— АНО НПСПО «Благое дело»;
— Союз «Межрегиональное объединение поставщиков социальных услуг»;
— АНО «Особые люди»;
— АНО «СОЦИО»;
— ВОРДИ;
— АНО «Потенциал».

Приказ МСП от 11.01.2023 изменения в стандарте: https://tsmsi.office-nko.ru/wp-content/uploads/2023/02/prikaz-msp-ot-11.01.2023-izmeneniya-v-standarte.pdf

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *