15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей

Девиз 2024 года: «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей

Покупатель (потребитель) всегда прав!

Всемирный день защиты прав потребителей был утверждён в качестве официального события 15 марта 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации.

В России День прав потребителей получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В Законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственная и общественная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.

Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей. 

На протяжении всего нашего времени, качество окружающих человека товаров и услуг формируют его индивидуальную жизненную инфраструктуру (качество жизни). Это широкое понятие, охватывающие практически все сферы, так или иначе влияющие на ежедневный быт каждого из нас. Во многом они и формируют судьбу человека. Следовательно, высокое качество жизни невозможно без потребления соответствующих всем объективным, направленным прежде всего на поддержание здоровья и активной жизнедеятельности каждого, товаров и услуг.

Товары и услуги влияют на качество, безопасность жизни человека. Они должны соответствовать стандартам производства и качества, а порядок их оборота и отпуска – соответствующим положениям законодательства.

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Право потребителя на качество товара, работы и услугиПраво на безопасность товара, работы и услугиПраво на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце.Право на возврат денег, замену товара, ремонт или уменьшение цены, при обнаружении в товаре недостатков.Право участия в проверке качества товара и право присутствия при экспертизе товара

Ежегодно, 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения. Причём мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая утверждается Всемирной организацией союзов потребителей. В этом году он проходит под девизом – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Искусственный интеллект – комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решения без заранее заданного алгоритма) и выполнять при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.

Системы искусственного интеллекта работают на основе заложенных в них баз знаний, а человеческое мышление основано на двух составляющих: запасе знаний и способностей к логическим рассуждениям.

В последние десятилетия искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. От автоматизации задач до улучшения медицинских диагнозов, ИИ прочно вошел в различные сферы нашего существования. С каждым днем расширяется перечень цифровых услуг, создаются приложения, которые упрощают привычные операции: помогают получать финансовые услуги, записаться на прием к врачу, сделать покупки. Необязательно идти в отделение банка или почты, чтобы оплатить ЖКХ или открыть депозит в банке- теперь все это можно сделать в приложении. 

Преимущества систем ИИ:

Внедрение ИИ открывает новые перспективы для усовершенствования деятельности и повышения ее продуктивности. Машина не допускает ошибок, исключается риск сбоев технологических процессов из-за человеческого фактора. Сложные программы обрабатывают большие объемы информации в доли секунды и учатся запоминать и применять полученные данные.

Применение ИИ позволило:

  • Сократить трудовые и временные затраты на выполнение простых монотонных действий;
  • Распознавать препятствия на пути и мгновенно реагировать на внештатные ситуации.

Одним из самых заметных проявлений ИИ в повседневной жизни является использование его в домашних устройствах. Голосовые помощники, такие как Siri, Google Assistant, Яндекс Алиса, позволяют управлять домашней автоматикой, заказывать товары, находить информацию и многое другое. Благодаря ИИ, домашние устройства стали более интуитивными и удобными в использовании.

Искусственный интеллект доказал свою ценность и в медицинской сфере. Алгоритмы машинного обучения способны анализировать огромные объемы медицинских данных для предоставления точных диагнозов и рекомендаций по лечению. Это особенно важно при диагностировании редких заболеваний или нахождении путей индивидуального подхода к пациенту.

Сфера транспорта также нашла применение ИИ. Автономные автомобили используют машинное обучение и анализ данных для принятия решений на дороге. ИИ также помогает в создании более эффективных систем безопасности в аэропортах и общественных местах, способных обнаруживать подозрительное поведение и предотвращать угрозы.

Развитие искусственного интеллекта имеет множество преимуществ, в то же время его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации, нарушение конфиденциальности, мошеннические действия (в частности взломы аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование видео и голосовых сообщений для создания видео и аудиозаписей якобы от лица владельца аккаунта).

В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательно не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.

Мероприятия, организованные в рамках Всемирного дня прав потребителей в 2024 году, направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом.

Материал подготовила заведующий отделением Зимарина А.В.

Источники: https://voskresenskoe.nobl.ru/, https://www.calend.ru/

Телефон: +7 (343) 278-91-02
Наша почта: lazurit@office-nko.ru
Сайт: https://lazurit.office-nko.ru/
Группа в ВКОНТАКТЕ: https://vk.com/anosonlazurit
Группа в ОДНОКЛАССНИКАХ: https://ok.ru/group/66497162182689
Группа в Telegram: https://t.me/anosonlazurit

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *